/ Новости / Экскурсия студентов МГУ в Московский комплекс ЦАГИ

Экскурсия студентов МГУ в Московский комплекс ЦАГИ

27 января 2016 г., в дни студенческих каникул, группа студентов Московского университета под руководством преподавателей кафедры доц.  А.Н.Белоглазкина и асс. А.И.Алексюка посетила Научно-исследовательский Московский комплекс Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (НИМК ЦАГИ). Целью данной экскурсии было не только знакомство с основными экспериментальными установками аэродинамического комплекса, но и посещение исторического места, где зарождалась советская авиационная наука, где работали пионеры отечественной авиации Николай Егорович Жуковский и Сергей Алексеевич Чаплыгин.

Датой основания ЦАГИ считается 1 декабря 1918 г. Институт был образован на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчетно-испытательного бюро. Основателем и первым руководителем ЦАГИ был профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский. Строительство комплекса зданий лабораторий на улице Радио было начато во второй половине 20-х годов. В это время в лаборатории экспериментально-аэродинамического отдела было построено несколько аэродинамических труб, в их числе большая труба с двумя рабочими частями (Т-1-2). Ко времени постройки (1926 г.) это была самая большая аэродинамическая труба в мире. В это же время в отделе гидроавиации был построен гидроканал длиной 200 м., в котором  с различной скоростью могла перемещаться тележка с укрепленной на ней испытуемой моделью. 

В 1935 году вблизи г. Раменское началось строительство нового комплекса ЦАГИ, в котором в настоящее время находятся большинство установок аэродинамического комплекса.

Акустическая камера АК-2 предназначена для измерений шума элементов выхлопных систем и элементов планера самолета в условиях, имитирующих свободное звуковое поле. Измерения включают шум холодных дозвуковых и сверхзвуковых струй в ближнем и дальнем поле, измерения турбулентных характеристик струй, создание звуковых полей высокого уровня, шум систем кондиционирования. Другое направление в применении АК-2 – это экспериментальная оценка новых концепций и технологий активного подавления шума. Заглушенная камера оснащена современной многоканальной системой сбора и анализа акустических данных в режиме реального времени.

Размеры рабочей части позволяют исследовать структуру источников аэродинамического шума на маломасштабных моделях элементов планера самолета в условиях взлета и посадки. Уникальная трехконтурная система подачи воздуха дает возможность получать характеристики шума двухконтурных моделей выхлопных систем двигателя в присутствии спутного потока.

Аэродинамическая труба Т-1-2 заслуженно считается одной из наиболее значительных работ Алексея Михайловича Черемухина, в которой во всем многообразии проявился его талант инженера-конструктора, расчетчика-прочниста, технолога. Желание построить лабораторию с наиболее широкими возможностями при значительном ограничении в средствах, материалах и электроэнергии привело к решению – сделать трубу с двумя рабочими частями: одну - диаметром три метра - для испытания моделей самолетов, другую - диаметром шесть метров - для испытания натурных частей самолетов, а также других движущихся средств. Построенное в 1924-26 годах это сооружение размером 60*15*15 метров, выполненное из дерева, и теперь продолжает работать практически без капитального ремонта.

В настоящее время труба Т-1-2, оснащенная современным оборудованием. Первая рабочая часть Т-1 используется для определения стационарных и нестационарных аэродинамических характеристик моделей летательных аппаратов и кораблей, для исследования ветровых колебаний промышленных сооружений и способов их гашения. Вторая рабочая часть Т-2 применяется для отработки ветроэнергетических установок и их моделей при скоростях воздушного потока до 27 м/с.

Аэродинамическая труба Т-5 - труба непрерывного действия, замкнутого типа, с одним обратным каналом, с открытой рабочей частью, предназначена для исследования аэродинамических характеристик моделей. В ней проводятся исследования параметров потока, обтекающего модели, определяются особенности обтекания моделей с помощью различных методов визуализации.

Низкая степень турбулентности потока в рабочей части (0.3%) позволяет вести физические исследования течения в пограничном слое и в следе за моделью, а также измерять характеристики при ламинарном обтекании с малыми числами Рейнольдса, как это требуется при испытаниях сверхлегких микро-БПЛА.

Возможности аэродинамической трубы используются для исследований и отработки различных летательных аппаратов на режимах взлета и посадки, летательных аппаратов, движущихся с малыми скоростями, типа дирижаблей и микро-БПЛА, кораблей, морских нефтегазодобывающих платформ, промышленных сооружений и др.

Опытовый бассейн ЦАГИ был пущен в эксплуатацию в 1930 г. и модернизирован в 1967 и 1978 гг. Он используется для определения гидродинамических характеристик моделей при их движении над водой, по поверхности воды и под водой. В опытовом бассейне отрабатывались обводы отечественных амфибийных самолетов, проводились испытания моделей экранопланов и скоростных судов, уникальных объектов морских вооружений и объектов авиационно-космической техники.

Наряду с исследованием сопротивления движению надводных судов, подводных лодок и глиссеров в условиях тихой воды и на волнении опытовый бассейн позволяет изучать работу гребных винтов в свободной воде и в присутствии корпуса, характеристики других типов движителей, качку и мореходные качества судов, а также заниматься решением ряда специальных задач гидромеханики.

Отзывы студентов

Экскурсия в ЦАГИ - прекрасная возможность погрузиться в мир российской авиационной науки. Сотрудники ЦАГИ рассказали о развитии и перспективных направлениях отрасли. Так как я планирую работать в авиационной науке, то мне стало легче определиться с выбором кафедры на ФФ МГУ. Спасибо кафедре аэромеханики и отдельно А.Н.Белоглазкину за организацию такого мероприятия!

Александр

 

27 января была организована экскурсия в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского. Было очень интересно. Все установки можно было рассмотреть вблизи, а рассказы о каждом устройстве были очень увлекательны. Лично на меня большое впечатление произвела аэродинамическая труба, поразившая своими габаритами. Большое спасибо всем, кто участвовал в организации экскурсии!

Лавият

 

Никогда бы не подумала, что в Москве существует такой уникальный комплекс, как Московский филиал ЦАГИ. Экскурсия по месту, наполненному не только профессиональными, но и искусными (и даже историческими) сооружениями, поражает своей насыщенностью. Каждый сотрудник лаборатории, помимо необходимой для понимания теории, вложил в свой рассказ про установку что-то своё, поэтому было очень интересно. Отдельное спасибо за интересную лекцию по аэроакустике.

Мария