Ответы сотрудников кафедры на часто задаваемые вопросы студентов
Профессор, дфмн В.Б.Баранов:
1. Опыт показывает, что довольно мало студентов 2-го курса задолго до распределения по кафедрам определили научное направление, которым им хотелось бы заниматься в будущем. Поэтому мне кажется, что студент 2-го курса обязательно должен использовать разные возможности встреч с преподавателями кафедр для ознакомления с научными направлениями, которыми занимается та или иная кафедра. К таким возможностям относятся: (1) ежегодные традиционные встречи студентов 2-го курса с коллективами кафедр, которые обычно проходят в марте-апреле, (2) кружки, часто организуемые некоторыми преподавателями для студентов 2-го курса, на которых в облегченной форме происходит ознакомление с научными проблемами, которыми занимается кафедра, (3) индивидуальные беседы студента с заинтересовавшим его преподавателем, для чего достаточно обратиться к секретарю кафедры для организации такой встречи.
2. При вышеупомянутых встречах обязательно пытаться внимательно выслушивать преподавателя. Здесь важно сделать для себя выводы о том, понятно или не очень понятно объясняет преподаватель направление предлагаемой студенту той или иной научной проблемы, интересно или не очень интересно рассказывает преподаватель тему научных исследований.
3. Опыт показывает, что часто индивидуальный интерес студента к тому или иному научному направлению, к той или иной кафедре определяется по впечатлениям, вынесенным студентом от вышеупомянутых встреч. При этом существует зависимость этого интереса от вкладываемого труда сначала при выполнении курсовых работ (новой и очень важной для студентов 3-го и 4-го курсов выбранной кафедры формой первоначальных научных исследований), а затем и дипломной работы на 5-ом курсе.
Профессор, дфмн А.Н.Осипцов:
Это зависит от многих факторов. Рассмотрим два крайних случая:
а) Вам нужен диплом, но в будущем Вы не собираетесь профессионально заниматься наукой.
В этом случае Вам следует выбрать кафедру, на которой Вы получите хорошее базовое образование и сможете приобрести навыки, полезные для Вашей будущей карьеры, например, навыки продвинутого пользователя ПК, опыт численного решения сложных задач математической физики, умение наглядно представить результаты своей деятельности, а также навыки выступления перед аудиторией.
б) Вам нравится заниматься наукой, и в будущем Вы бы хотели поступить в аспирантуру и защитить диссертацию.
В этом случае, прежде всего, Вам следует решить, какая из трех специальностей - теоретическая механика, механика твердого тела или механика жидкости и газа, - наиболее интересна для Вас. Здесь легко ошибиться, поскольку курс МСС, читаемый на втором курсе, может создать неверное представление о последних двух специальностях и подтолкнуть Вас к неправильному выбору. Имейте в виду, что наука едина, нельзя быть классным ученым и ограничиться лишь механикой наиболее простых, недеформируемых материальных объектов. А методы, развитые в свое время при создании высокоскоростных самолетов, ракет и расчетах ядерных взрывов, в настоящее время широко применяются в самых различных областях естествознания, технических и технологических приложениях - от астро- и геофизики до био- и нанотехнологий.
Имейте в виду, что наша кафедра вполне соответствует и критерию а), и критерию б).
Профессор, дфмн В.Б.Баранов:
1. Перед тем как выбрать научного руководителя студенту 2-го курса обязательно необходимо выработать отношение к встречам с преподавателями кафедр согласно пунктам "2" и "3" предыдущего вопроса.
2. В настоящее время по интернету (например, по адресу www.scientific.ru) можно легко получить информацию о научном весе в мировой науке того или иного понравившегося Вам преподавателя. Активен ли он в настоящее время в научных исследованиях или нет? Интернет может дать Вам также ответ по публикациям преподавателя в научных журналах. При этом важно обращать внимание на рейтинг таких журналов. Активно работающий в настоящее время в науке преподаватель может более эффективно определить Вашу дальнейшую научную судьбу.
Профессор, дфмн А.Н.Осипцов:
Прежде всего, Вам должна быть интересна тематика Вашей будущей научной работы. Если Вы хотите приобщиться к занятиям современными научными исследованиями, то Ваш научный руководитель должен сам быть активно работающим ученым. Посетите научные семинары, посмотрите публикации, поищите ссылки на работы Вашего возможного руководителя в сети Интернет (http://www.google.com; http://scholar.google.com и пр).
Профессор, дфмн В.Б.Баранов:
Одно из важнейших направлений исследований на кафедре аэромеханики и газовой динамики, которое называется "Космическая газовая динамика", было внедрено первым директором и организатором Института космических исследований Академии наук СССР (затем Российской АН), а также до мая 1987 года заведующим кафедрой (по совместительству) академиком Г.И. Петровым. Основной задачей этого направления является построение математических моделей физических явлений, встречающихся в условиях космического пространства.
Так, например, автору этих строк принадлежат работы связанные с созданием принципов лабораторного моделирования обтекания магнитосферы Земли и планет солнечным ветром, вместе с учениками и коллегами им была построена газодинамическая модель обтекания комет солнечным ветром еще до осуществления известной миссии космических аппаратов "Вега 1" и "Вега 2", "Джотто", "Суиссеи" и "Сакигаке" по исследованию кометы Галлея в марте 1987 года (многие предсказания модели затем были подтверждены экспериментальными данными). Автору этих строк совместно с учениками, сотрудниками (на основной работе профессор В.Б. Баранов является зав. лабораторией "Физической газовой динамики" Института проблем механики РАН) и коллегами была создана модель сверхзвукового обтекания солнечного ветра потоком газа межзвездной среды, окружающей солнечную систему. Эта пионерская модель в настоящее время активно развивается в связи с тем, что на ее основе в настоящее время происходит интерпретация экспериментальных данных, получаемых на космических аппаратах"Вояджер 1" и "Вояджер 2", "Улисс", "Наббл Спейс Телескоп", "СОХО" и др., изучающих внешние области солнечной системы.
Монография В.Б. Баранова и профессора кафедры К.В. Краснобаева "Гидродинамическая теория космической плазмы" (М., Наука, Физматгиз, 1977) получила премию АН СССР им. С.А.Чаплыгина за 1982 год. Многие ее разделы актуальны до настоящего времени.
Профессор, дфмн А.Н.Осипцов:
На кафедре имеется очень широкий спектр научных направлений - от классической аэродинамики до приложений гидроаэродинамики к химической технологии, астрофизике и механике многофазных сред. Имейте в виду, что реальный спектр проблем, в решение которых вовлечены сотрудники кафедры, гораздо шире тех формулировок, которые Вы можете найти на доске объявлений кафедры.
Профессор, дфмн В.Б.Баранов:
Перспективы студента существенно зависят от его способностей, трудолюбия, общей учебы в МГУ, а также от научных результатов, полученных в дипломной работе. Наиболее отличившиеся студенты по желанию поступают в аспирантуру. Например, моя лаборатория в Институте проблем механики РАН почти сплошь состоит из моих наиболее способных студентов, окончивших кафедру аэромеханики и газовой динамики. При этом лаборатория имеет дополнительную финансовую поддержку российских и международных грантов, тесно сотрудничает с иностранными научными центрами.
Профессор, дфмн А.Н.Осипцов:
Как говаривал известный персонаж: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Ваши перспективы зависят только от Вашего стремления упорно трудиться, Ваших способностей и настойчивости в достижении намеченных целей. Так что - дерзайте, и у Вас все получится.
Профессор, дфмн В.Б.Баранов:
Частично ответ дан в предыдущем вопросе. В общем случае выпускники кафедры имеют широкий спектр возможностей: от научных сотрудников институтов Российской академии наук до бизнесменов. Так, например, некоторые однокурсники и друзья моего бывшего студента, а теперь доцента кафедры и старшего научного сотрудника моей лаборатории (по совместительству) В.В. Измоденова, являются в настоящее время преуспевающими бизнесменами, хотя были моими способными студентами. Один из моих очень способных студентов, окончивший затем аспирантуру, стал православным священником.
Профессор, дфмн А.Н.Осипцов:
Здесь трудно загадывать, один мой бывший студент - хозяин трех магазинов: А если серьезно, то сейчас происходит смена поколений в науке, и, если Вы будете упорно заниматься, у Вас есть хорошие шансы попасть в престижные академические институты и даже остаться в МГУ. Кроме того, имеющим хорошие научные публикации выпускникам МГУ всегда рады во многих европейских и американских научных центрах, с которыми сотрудничают преподаватели нашей кафедры. Имейте в виду, что выбор рода занятий - это еще и выбор круга общения (с годами Вы поймете, что может быть это - самое главное в жизни), а таких интересных людей, как в научных институтах, Вы вряд ли найдете в банках, инвестиционных компаниях и других организациях, занимающихся "бизнесом".